Симметричное лицо

Те, кому повезло иметь симметричное лицо, вероятно, уже заметили, что пользуются успехом у противоположного пола. Теперь им говорят, что это может также свидетельствовать об их хорошем здоровье. Дело в том, что лицо с идеальными пропорциями является признаком того, что организм его обладателя хорошо подготовлен для борьбы с инфекциями. Обычная простуда, астма и грипп с высокой вероятностью отступают перед людьми, у которых левая сторона в точности похожа на правую.

Все это связано с воздействием тестостерона и эстрогена в период развития, говорят исследователи, чьи результаты работы опубликованы в журнале «Эволюция и поведение человека». Симметрия, видимо, связана с тем, что некоторые мужчины более мужественны, а некоторые женщины – более женственны. Как демонстрирует исследование, такие лица говорят о том, что этот человек является порождением большого числа генов.

Исследователи, работавшие на базе Университета Нью-Мексико в США, измерили пропорции лиц примерно 400 молодых людей и сопоставили полученные данные с их медицинскими карточками за последние три года. Измерениям подвергались такие параметры, как длина подбородка, ширина челюсти, ширина губ, ширина глаз, высота глаз.

Последующие исследования, проведенные в Великобритании, привели к похожим выводам. Доктор Ник Нив, эволюционный психолог из Нортумбрийского университета, объясняет: «Мы провели исследование симметрии лица и пришли к заключению, что очень асимметричное лицо отталкивает людей. А если мужчина или женщина обладают симметричным лицом, это служит возбуждающим фактором. Вас притягивает к такому человеку на подсознательном уровне, потому что на протяжении эволюции люди стремились воспроизводить потомство в паре с теми, кого воспринимали как более здоровых особей. Здоровые гены означают симметричное лицо».

Когда американские ученые изучили уровень заболеваемости и использования антибиотиков, то обнаружили прямую зависимость этих параметров от внешнего вида. «Исследование, о котором идет речь в данной статье, обеспечило нас доказательствами того, что маскулинность у мужчин является признаком высокой степени сопротивляемости инфекционным заболеваниям, особенно респираторным заболеваниям», – пишут авторы работы.

Хорошо известно, что уровень тестостерона связан со способностями имунной системы справляться с болезнями. Профессор Дэйв Перетт из Университета Сент-Эндрю (St Andrews) также предположил, что женщины предпочитают симметричные лица, потому что это указывает на здоровые гены партнера.

Подобным образом женственность черт лица у женщин является признаком их сопротивляемости респираторным заболеваниям. Ученые из Университета Нью-Мексико предупреждают, что женщины, чьи партнеры обладают ушами, расположенными на разном уровне, несимметричными пальцами или локтями, чаще фантазируют о сексе с другими мужчинами в период овуляции.

Однако исследователи оговариваются, что связь между внешним видом и здоровьем может с годами трансформироваться. И в долгосрочной перспективе избыток тестостерона – это не всегда хорошо. «Тестостерон отрицательно сказывается на продолжительности жизни, на что указывает сравнительное долголетие кастрированных мужчин», – утверждают ученые.

Источник: Inopressa.ru

image

Автор статьи:

Чемянов Георгий Станиславович Кандидат медицинских наук, пластический хирург «Института пластической хирургии и косметологии»

Еще в XV веке Леонардо да Винчи создал чертежи, отображающие «божественные» пропорции человеческого лица и тела, которые до сих пор являются эталоном (Рис.1). Однако в этих пропорциях не учтен факт того, что в живой природе не существует абсолютно симметричных объектов: в любом из них всегда присутствует единство симметрии и асимметрии.

Рис. 1. Пропорции человеческого лица и тела, указанные Леонардо да Винчи
image

На протяжении всей истории люди пытались «измерить» красоту, описать с помощью математических формул или геометрических пропорций, тем самым обеспечить возможность ее воссоздания. Так, в Древней Греции упорядоченность и гармония, наблюдаемая в природе, олицетворялись в сияющих образах богов и богинь, увековеченных в прекрасных статуях.

По мнению греческих скульпторов, симметрия характеризует гармоничность, пропорциональность, стройность природных тел и тела человека. Поэтому понятия симметрии и красоты тождественны. Достаточно вспомнить строго симметричное построение архитектурных памятников, закономерно повторяющиеся узоры традиционных орнаментов, изумительную стройность греческих ваз (Рис.2).

Рис. 2. Произведения древнегреческого искусства характеризуются высокой степенью симметрии, которая отождествлялась с красотой

Факт асимметрии лица и тела человека был известен художникам и скульпторам античного мира и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности создаваемым произведениям.

Ярким примером асимметрии служит лицо Венеры Милосской (Рис. 3). Сторонники симметрии критиковали несимметричность форм этого общепризнанного эталона женской красоты, полагая, что лицо Венеры было бы красивее, если бы оно было симметричным. Однако, разглядывая композиционные снимки, мы видим, что это не так.

Рис. 3. Лицо Венеры Милосской гармонично, несмотря на явную асимметрию. На рис. В представлены изображения лица, полученные при совмещении его левой и правой половины

Само понятие «симметрия» непосредственно связано с гармонией. Оно произошло от древнегреческого слова συμμετρία (соразмерность) и означает нечто гармоничное и пропорциональное в объекте. К человеку применимо понятие «зеркальной» симметрии. Эта симметрия является основным источником нашего эстетического восхищения хорошо сложенным человеческим телом.

Такая симметрия не только красива, но и функциональна. Так, симметричные конечности позволяют легко перемещаться в пространстве, расположение глаз — создавать правильный зрительный образ, ровная носовая перегородка обеспечивает адекватное дыхание. Однако симметрия живых организмов не проявляется с математической точностью в связи с неравномерностью развития и функции.

Симметрия лица и стандарты красоты

С течением времени стандарты красоты изменялись, однако принципы и параметры, определяющие соотношения и пропорции лица, и, соответственно, его привлекательность, сохранились с давних времен. Для того чтобы лицо было гармоничным, его различные части должны соотноситься в определенной пропорции, с помощью которой достигается общий баланс. Ни одна часть лица не существует и не функционирует в отрыве от других. Любое изменение в какой-либо конкретной части лица будет оказывать истинное или кажущееся влияние на восприятие других частей и лица в целом.

Естественно, что все пропорции человеческого лица имеют лишь приблизительное значение для его эстетики вследствие нескольких причин:

  • Во-первых, пропорции лица меняются в зависимости от возраста, пола, физического развития человека и во многом определяются индивидуальными особенностями строения
  • Во-вторых, оценка пропорциональности усложняется в зависимости от положения головы
  • Третья сложность заключается в асимметрии человеческого лица, которая часто проявляется в форме носа, положении глазных щелей и бровей, положении углов рта. Две стороны лица не дают одинакового зеркального изображения, даже если лицо воспринимается нами как идеально правильное.

Таким образом, факт асимметрии лица, выражающийся неравнозначностью правой и левой половин, одна из которых, как правило, шире и выше, другая – уже и ниже, является на сегодняшний день общепризнанным.

Рис. 4. Композиционные фотографии. 1 – оригинальная фотография, 2 – портрет, составленный из двух совмещенных правых половин лица; 3 – портрет из двух левых половин.

Из фотографий, представленных на рис.4, видно, что абсолютно симметричные лица явно отличаются от оригинального изображения лица с естественной асимметрией. На наш взгляд, «синтетические» симметричные лица кажутся не столь привлекательными, как на исходных фотографиях, хотя мы и отбирали для создания композиционных портретов лица актеров, чья внешность оценивается наиболее высоко. Более того, именно эти лица отличаются более выраженной симметрией, чем это наблюдается у большинства людей, однако легкая асимметрия лишь подчеркивает их привлекательность.

Красота в асимметрии?

Итак, является ли исходно присущая всем нам асимметрия на самом деле красивой или нет? Совершенно очевидно, что значительные нарушения симметрии в строении лица мы не считаем привлекательными. Однако небольшие отклонения от симметрии не вносят дисгармонию, а лишь выгодно оттеняют индивидуальность.

Большинство пациентов, обратившихся к пластическому хирургу, не замечают несимметричность пропорций своего лица и тела. Потому одна из важных задач хирурга в ходе консультации – обратить внимание пациента на особенности его пропорций, подробно описать предстоящие изменения в результате операции. Коррекцию асимметрии лица значительно облегчает применение малоинвазивных методов, таких как контурная инъекционная пластика и ботулинотерапия.

Итак, выраженная асимметрия обычно считается неэстетичной, и в подобных случаях желание достичь более симметричной внешности является вполне естественным и может служить показанием к пластической операции. Однако небольшая асимметрия лица лишь придает ему привлекательность и индивидуальность, а потому стремиться к абсолютной симметрии не стоит.

Если внимательно присмотреться то, конечно же, мы увидим асимметрию в лице. Но если просто отразить фото, то асимметрия будет восприниматься по-другому и станет заметнее.

В левом полушарии происходят процессы логические, связанные с внешней жизнью. Поэтому портрет из левой половины лица, называется «жизненным». Он интересен тем, что показывает, каким окружающие видят человека на своем подсознательном уровне. 

Если портреты похожи, это значит, что человек находится в достаточно гармоничном состоянии. Если существенно отличаются, значит, одна часть личности конфликтует с другой.

Этот метод интересен тем, что вслед за психоанализом начинается самостоятельная психокоррекция (даже если этот анализ вы провели самостоятельно, разглядывая собственные вторичные портреты). Это свойство психологической самокоррекции происходит на основе биологической обратной связи. Когда человек смотрит на два своих вторичных портрета, то начинает осознавать свои подсознательные чувства (неудовлетворённость, страхи, радости). Это способствует гармонизации личности, стабилизации психических процессов, выравниванию логических и интуитивных способностей, приходит чувство внутренней защищённости. Как утверждают учёные проводившие исследования в результате такой биологической обратной связи, со временем эмоции на двух портретах становятся положительными и выравниваются. При этом отмечаются изменения симметрии лица, оно становится более симметричными. И, как утверждают учёные, происходит процесс омоложения. Человек возвращается к своей жизненной программе, самому себе.

Автором этого метода видеокомпьютерного психоанализа (ВКПА) — является академик Автандил Ануашвили. 

Источник

По мнению ученых, люди с симметричными лицами пользуются успехом у противоположного пола. Но кроме этого, лица с идеальными пропорциями могут также свидетельствовать о хорошем здоровье их обладателей.

Симметрия, видимо, связана с тем, что некоторые мужчины более мужественны, а некоторые женщины – более женственны.

Как демонстрирует исследование, такие лица говорят о том, что этот человек является порождением большого числа генов. Все это связано с воздействием тестостерона и эстрогена в период развития, говорят исследователи, чьи результаты работы опубликованы в журнале «Эволюция и поведение человека».

Кроме того, симметричное лицо является признаком того, что организм его обладателя хорошо подготовлен для борьбы с инфекциями. Обычная простуда, астма и грипп с высокой вероятностью отступают перед людьми, у которых левая сторона в точности похожа на правую.

Исследователи, работавшие на базе Университета Нью-Мексико в США, измерили пропорции лиц примерно 400 молодых людей и сопоставили полученные данные с их медицинскими карточками за последние три года. Измерениям подвергались такие параметры, как длина подбородка, ширина челюсти, ширина губ, ширина глаз, высота глаз.

Когда американские ученые изучили уровень заболеваемости и использования антибиотиков, то обнаружили прямую зависимость этих параметров от внешнего вида.

«Исследование, о котором идет речь в данной статье, обеспечило нас доказательствами того, что маскулинность у мужчин является признаком высокой степени сопротивляемости инфекционным заболеваниям, особенно респираторным заболеваниям», — пишут авторы работы.

Подобным образом женственность черт лица у женщин является признаком их сопротивляемости респираторным заболеваниям.

Хорошо известно, что тестостерон связан со способностью иммунной системы бороться с болезнями. Профессор Дэйв Перетт из Университета Сент-Эндрю также предположил, что женщины предпочитают симметричные лица, потому что это указывает на здоровые гены партнера.

Ученые из Университета Нью-Мексико предупреждают, что женщины, чьи партнеры обладают ушами, расположенными на разном уровне, несимметричными пальцами или локтями, чаще фантазируют о сексе с другими мужчинами в период овуляции.

Однако исследователи оговариваются, что связь между внешним видом и здоровьем может с годами трансформироваться. И в долгосрочной перспективе избыток тестостерона – это не всегда хорошо.

«Тестостерон отрицательно сказывается на продолжительности жизни, на что указывает сравнительное долголетие кастрированных мужчин», – утверждают ученые.

Последующие исследования, проведенные в Великобритании, привели к похожим выводам. «Мы провели исследование симметрии лица и пришли к заключению, что очень асимметричное лицо отталкивает людей.

А если мужчина или женщина обладают симметричным лицом, это служит возбуждающим фактором. Вас притягивает к такому человеку на подсознательном уровне, потому что на протяжении эволюции люди стремились воспроизводить потомство в паре с теми, кого воспринимали как более здоровых особей. Здоровые гены означают симметричное лицо», — объясняет доктор Ник Нив, эволюционный психолог из Нортумбрийского университета.

http://mignews.com.ua

Причины асимметрии лица

Определенный процент людей обращаются к косметологам или пластическим хирургам именно по поводу несимметричного расположения элементов лица. Однако наиболее часто диспропорция последнего определяется косметологом при осмотре по поводу коррекции каких-либо других дефектов или пластическим хирургом, которым планируется, например, операция объемной пластики.

Форма и симметричность всех точек зависит от строения костей и хрящей лицевого черепа, степени развития, объема и тонуса мимических и жевательных мышц, проходящими нервами и сосудами, объемом и толщиной подкожной жировой клетчатки и т. д.

Из множества образований лицевого черепа, в том числе и костно-хрящевых структур, наиболее важным косметическим и эстетическим образованием является нос. Его формы и размеры не только определяют эстетичность, но и являются основными в случаях формирования асимметрии. Последняя, если тщательно присмотреться, может выражаться в неровностях или отличиях контуров бровей, в различной форме уголков рта и глубины носогубных складок, в разных размерах и формы ушных раковин, положения крыльев носа и т.д.

Коррекция асимметрии лица не всегда является необходимостью. Отсутствие идеальной симметрии не только лица, но и других частей скелета и тела в целом обусловлено индивидуальными анатомическими и морфологическими особенностями развития, как врожденного характера, так и различными причинами, возникающими на протяжении жизни. Визуально нарушение симметрии почти не заметно и встречается, практически, у всех людей. Отклонение пропорций, составляющее не более 2-3 мм или 3-5 градусов, считается физиологической нормой.

На подход в отношении решения вопроса о том, необходимо ли и как можно убрать асимметрию лица, значительное влияние оказывает диагностика возможных причин. В связи с характером причин (именно патологические отклонения от условно правильных пропорций) все асимметричные состояния объединяют в три большие группы:

  1. врожденную
  2. приобретенную
  3. сочетанную

Врожденная асимметрия лица

Обусловлена аномалиями, связанными с генетической предрасположенностью или нарушениями различного характера, возникшими в процессе внутриутробного развития плода. К ним относятся, преимущественно:

  • аномалии развития костей лицевого черепа;
  • недоразвитие нижней челюсти;
  • неправильное формирование височно-нижнечелюстного сустава;
  • дефекты развития соединительной ткани или мимической мускулатуры;
  • односторонний дефект грудино-ключично-сосцевидной мышцы с развитием кривошеи;
  • косоглазие.

Приобретенная

Если асимметрия лица появилась уже после рождения, то этот дефект относится к приобретенной патологии. Основными причинами приобретенной диспропорции являются последствия:

  • травматических повреждений костных структур и воспалительных процессов в области нижнечелюстных суставов;
  • патологических процессов в жевательной и мимической мускулатуре;
  • неправильного развития зубного ряда, нарушения прикуса и, вообще, любого ненормального состояния зубочелюстной системы;
  • неврологических заболеваний.

В данном случае неврологическая патология является главной и представлена наиболее многочисленными проблемами, приводящим к мимическим нарушениям пропорций. К этому блоку относятся, в основном:

  • нейропатия лицевого нерва, или паралич Белла (самая частая причина лицевой асимметрии — до 25 случаев на 100 000 населения);
  • травматические повреждения, в том числе и хирургические, и другие поражения лицевого нерва;
  • послепаралитическая мимическая контрактура с повышенным тонусом одноименных мышц на противоположной стороне;
  • синкинезии патологического характера (моторно-моторные и моторно-вегетативные), связанные с нейропатиями и характеризующиеся мышечным спазмом мимических мышц, дискинезии мимических мышц; устранение ассиметрии лица при синкинезиях относительно несложное; оно легко поддается коррекции путем введения микродоз ботулотоксина в слезную железу или круговую мышцу глаза;
  • болевые синдромы в каких-либо зонах лица;
  • асимметричный миастенический синдром.

Неврология особенно глубоко рассматривает причины диспропорции. Ее выводы обязательно учитываются в тех случаях, когда пластическому хирургу и даже врачу-косметологу необходимо выбрать лечение асимметрии лица.

Отношение неврологии к причинам диспропорций

Мимическая асимметрия в первую очередь, с точки зрения неврологии, определяется отсутствием симметричности в полушариях головного мозга. Каждым из больших полушарий регуляция ощущений (сенсорики) и моторики соответствующих половин тела осуществляется по-разному. В то же время, восприятие одним человеком мимики другого также зависит от состояния взаимодействия между полушариями мозга у конкретного человека.

Неврология как наука рассматривает вопросы симметричности в качестве его субъективного восприятия наблюдателем. Иными словами, вывод одного человека о диспропорциях может быть ошибочным — другой наблюдатель в связи с особенностями взаимодействия между полушариями своего головного мозга может прийти к противоположному выводу. Поэтому в неврологии выделяются следующие типы асимметрии, которые приняты также в косметологии и пластической хирургии при окончательном решении вопроса о том, как исправить асимметрию лица:

Статический или морфологический тип

Этот вид нарушения симметрии характеризуется наличием различий в состоянии покоя между отдельными элементами в размерах, строении, формах и пропорциях. Причины этих различий заключаются в индивидуальных особенностях развития, патологии костей лицевого черепа, патологии жевательной и мимической мускулатуры, в последствиях заболеваний и травматических повреждений.

Динамический или функциональный тип

Заключающийся в несинхронных сокращениях лицевой мускулатуры и проявляющийся во время мимики. Так, например, диспропорция, отсутствующая в покое, или умеренная диспропорция в состоянии покоя соответственно появляется или значительно усиливается при улыбке или вытягивании губ в виде трубочки. Динамическая форма асимметрии связана с врожденной или приобретенной патологией мимических мышц, остаточными явлениями поражения лицевого нерва центрального (нарушение мозгового кровообращения) или периферического характера в виде паралича Белла. При этом степень выраженности диспропорций зависит от степени поражения (нейропатии) лицевого нерва.

Существует миф, что, чем более симметричное лицо у человека, тем оно красивее. Но на самом деле такие лица вызывают странные чувства, порою даже испуг.

Фотограф из Австралии Джулиан Уолкенштейн  провел эксперимент. Он сфотографировал 11 женщин и отсканировал в зеркальном отображении одну половину лиц, изображенных на фото участниц и, соединив их, смоделировал идеальные пропорции так, если бы лица девушек были полностью симметричными. Проанализировав полученные изображения, фотограф сделал вывод, что далеко не всегда симметрия визуально улучшает черты лица. Некоторые женщины, изображенные на фотографиях, после модификаций стали выглядеть хуже, чем на самом деле.

Некоторое несоответствие пропорций может свидетельствовать об определенных особенностях характера, связанных с доминированием правого или левого полушария мозга. Идеальная симметрия, в свою очередь, препятствует проявлению данных особенностей, что воспринимается окружающими как нечто неестественное и вызывает у них беспокойство.

Вот пару снимков для наглядности, фотообои.

А вот еще симметричный Брэд Питт, например.

Впечатляет.

А теперь пару слов о посмертных масках.

Посмертные маски были очень популярны в Древнем Египте, античной Греции и Риме. Первые известные посмертные маски датируются XVI веком до нашей эры. Золотые лики находили в погребениях Мекены. Маски ложили на лица умерших – считалось, что «золотой образ» защитит усопшего от злых духов. В наши дни даже простой смертный может заказать себе гипсовый слепок с отпечатком лица покойного. Делают это таким образом. Лицо покойного покрывают вазелином. Затем наносят тонкий слой гипса. Спустя полчаса — час он подсыхает, потом его разрезают на две части куском тонкого картона. Если снимать маску целиком, она может деформироваться. Далее эти две половинки склеивают. Получается форма – зеркальный вариант лица. Она и служит для отливки самой маски. Первый слепок особенно ценен. Именно он проявляет все детали – от мелких морщинок до щетины. Стоимость посмертной маски в современной Европе, например гипсовый слепок в Германии, стоит 899 евро. Бронзовая маска будет стоить 1 895 евро. Забот с ними больше, но выглядят они намного шикарнее. Безусловно, у каждого заказчика такого специфического предмета имеются свои основания, но всех их объединяет одно – обладание маской любимого и дорогого человека дает такое невероятное чувство близости к умершему, которого не могут передать ни фотокарточки, ни видеопленки. Психологически это желание обусловлено страхом смерти.

Однако никогда нельзя забывать того, что на мертвом лице из-за расслабления мышц вертикальные размеры сильно уменьшаются и искажаются. Есть и еще одна особенность посмертной маски – многочисленные наблюдения доказывают, что смерть делает человеческое лицо, изменчивое и несимметричное при жизни, абсолютно симметричным. Гипсовые слепки послушно фиксируют этот факт. Возможно именно эти ассоциации идеального лица нас и пугают…

Ссылка на основную публикацию
Похожее


© 2022 Soho. Клиника эстетической медицины, аппаратной и инъекционной косметологии. Все права защищены.
[email protected]
График работы:
ежедневно с 09:00 до 20:00

ИНН 5503262259
ОГРН 1225500018105
Лицензия Л041-01165-55/00646163
политика обработки персональных данных
ООО "СОХО МЕД"
Made on
Tilda