Симметрично ли лицо человека

image Установление асимметрии лица стало своего рода сенсацией, так как асимметрия редко бросается в глаза. Оказалось, что люди отличаются по степени своей асимметрии так же сильно, как и по чертам лица. Это подтвердили не только измерения, но и сравнение портретов, составленных из фотографий правой и левой половин (одна из них должна быть перевернута при печати) с обычным портретом человека, снятого точно в фас. Получаются совершенно разные лица. image

В мире не существует идеальной симметрии. Ошибочно считать симметрию лица непременным условием его красоты. ешение наследственных черт не может не отразиться на лице ребенка. Для оценки красоты лица важна совокупность признаков и небольшая асимметрия, присущая, кстати сказать, лицам всех людей и вовсе не умаляющая достоинств портрета. Даже на скульптурных изображениях Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского их лица не имеют полной симметрии. С полным основанием можно сказать, что нет ни одного лица с бесспорной строгой симметрией правой и левой половины. Вероятно, поэтому Клавдий Гален писал, что «настоящая красота выражается в совершенстве назначения и что первая цель всех частей — целесообразность структуры». Несомненно прав был П. Ф. Лесгафт, когда писал, что «при гармоническом развитии всех мышц и мышечных групп лицо потеряло бы свое определенное выражение. Индивидуальность черт лица приобретается вследствие частого употребления соответствующих мышц». Michelle Monaghan

Итак, следует признать как факт асимметрию лица, т. е. неравнозначность правой и левой его половин: одна из них, как правило, шире, другая уже, одна выше, другая ниже. Причиной асимметрии служит в большинстве случаев неравноценность конструктивных элементов костей черепа. На лице человека усиление асимметрии обусловливается специфичностью мимики (физиологическая асимметрия). Naomi Watts

Есть научные работы, в которых ученые выявляют следующие закономерности асимметрии лица. Если одна половина лица более высокая, то она же и более узкая. В этом случае бровь расположена выше, чем на противоположной, более широкой половине лица, глазная щель крупнее. Глаз в целом кажется обращенным кверху. Левая половина лица обычно выше правой. Многие авторы и сейчас считают, что правая половина лица крупнее левой, резче выступает, выражает мужественность. Левая же половина в целом мягче, отражает черты женственности. Kate Bosworth

Асимметрия лица давно наблюдается как отражение общей асимметрии тела. Были сделаны попытки реставрации лица на портрете по точной половине фотографии и ее зеркальному отражению. Правая и левая половины давали различные изображения. Они не совпадали и с исходным вариантом. Мимическая асимметрия, хотя и наслаивается на диспропорции правой и левой половин лицевого черепа, имеет также и свои собственные особенности. Установлено, что нервная регуляция правой мимической мускулатуры богаче, движения головы и глаз вправо воспроизводятся с большей готовностью. Даже зажмуривания правого глаза оказываются более привычными.

Автор статьи:

Чемянов Георгий Станиславович Кандидат медицинских наук, пластический хирург «Института пластической хирургии и косметологии»

Еще в XV веке Леонардо да Винчи создал чертежи, отображающие «божественные» пропорции человеческого лица и тела, которые до сих пор являются эталоном (Рис.1). Однако в этих пропорциях не учтен факт того, что в живой природе не существует абсолютно симметричных объектов: в любом из них всегда присутствует единство симметрии и асимметрии.

Рис. 1. Пропорции человеческого лица и тела, указанные Леонардо да Винчи

На протяжении всей истории люди пытались «измерить» красоту, описать с помощью математических формул или геометрических пропорций, тем самым обеспечить возможность ее воссоздания. Так, в Древней Греции упорядоченность и гармония, наблюдаемая в природе, олицетворялись в сияющих образах богов и богинь, увековеченных в прекрасных статуях.

По мнению греческих скульпторов, симметрия характеризует гармоничность, пропорциональность, стройность природных тел и тела человека. Поэтому понятия симметрии и красоты тождественны. Достаточно вспомнить строго симметричное построение архитектурных памятников, закономерно повторяющиеся узоры традиционных орнаментов, изумительную стройность греческих ваз (Рис.2).

Рис. 2. Произведения древнегреческого искусства характеризуются высокой степенью симметрии, которая отождествлялась с красотой

Факт асимметрии лица и тела человека был известен художникам и скульпторам античного мира и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности создаваемым произведениям.

Ярким примером асимметрии служит лицо Венеры Милосской (Рис. 3). Сторонники симметрии критиковали несимметричность форм этого общепризнанного эталона женской красоты, полагая, что лицо Венеры было бы красивее, если бы оно было симметричным. Однако, разглядывая композиционные снимки, мы видим, что это не так.

Рис. 3. Лицо Венеры Милосской гармонично, несмотря на явную асимметрию. На рис. В представлены изображения лица, полученные при совмещении его левой и правой половины

Само понятие «симметрия» непосредственно связано с гармонией. Оно произошло от древнегреческого слова συμμετρία (соразмерность) и означает нечто гармоничное и пропорциональное в объекте. К человеку применимо понятие «зеркальной» симметрии. Эта симметрия является основным источником нашего эстетического восхищения хорошо сложенным человеческим телом.

Такая симметрия не только красива, но и функциональна. Так, симметричные конечности позволяют легко перемещаться в пространстве, расположение глаз — создавать правильный зрительный образ, ровная носовая перегородка обеспечивает адекватное дыхание. Однако симметрия живых организмов не проявляется с математической точностью в связи с неравномерностью развития и функции.

Симметрия лица и стандарты красоты

С течением времени стандарты красоты изменялись, однако принципы и параметры, определяющие соотношения и пропорции лица, и, соответственно, его привлекательность, сохранились с давних времен. Для того чтобы лицо было гармоничным, его различные части должны соотноситься в определенной пропорции, с помощью которой достигается общий баланс. Ни одна часть лица не существует и не функционирует в отрыве от других. Любое изменение в какой-либо конкретной части лица будет оказывать истинное или кажущееся влияние на восприятие других частей и лица в целом.

Естественно, что все пропорции человеческого лица имеют лишь приблизительное значение для его эстетики вследствие нескольких причин:

  • Во-первых, пропорции лица меняются в зависимости от возраста, пола, физического развития человека и во многом определяются индивидуальными особенностями строения
  • Во-вторых, оценка пропорциональности усложняется в зависимости от положения головы
  • Третья сложность заключается в асимметрии человеческого лица, которая часто проявляется в форме носа, положении глазных щелей и бровей, положении углов рта. Две стороны лица не дают одинакового зеркального изображения, даже если лицо воспринимается нами как идеально правильное.

Таким образом, факт асимметрии лица, выражающийся неравнозначностью правой и левой половин, одна из которых, как правило, шире и выше, другая – уже и ниже, является на сегодняшний день общепризнанным.

Рис. 4. Композиционные фотографии. 1 – оригинальная фотография, 2 – портрет, составленный из двух совмещенных правых половин лица; 3 – портрет из двух левых половин.

Из фотографий, представленных на рис.4, видно, что абсолютно симметричные лица явно отличаются от оригинального изображения лица с естественной асимметрией. На наш взгляд, «синтетические» симметричные лица кажутся не столь привлекательными, как на исходных фотографиях, хотя мы и отбирали для создания композиционных портретов лица актеров, чья внешность оценивается наиболее высоко. Более того, именно эти лица отличаются более выраженной симметрией, чем это наблюдается у большинства людей, однако легкая асимметрия лишь подчеркивает их привлекательность.

Красота в асимметрии?

Итак, является ли исходно присущая всем нам асимметрия на самом деле красивой или нет? Совершенно очевидно, что значительные нарушения симметрии в строении лица мы не считаем привлекательными. Однако небольшие отклонения от симметрии не вносят дисгармонию, а лишь выгодно оттеняют индивидуальность.

Большинство пациентов, обратившихся к пластическому хирургу, не замечают несимметричность пропорций своего лица и тела. Потому одна из важных задач хирурга в ходе консультации – обратить внимание пациента на особенности его пропорций, подробно описать предстоящие изменения в результате операции. Коррекцию асимметрии лица значительно облегчает применение малоинвазивных методов, таких как контурная инъекционная пластика и ботулинотерапия.

Итак, выраженная асимметрия обычно считается неэстетичной, и в подобных случаях желание достичь более симметричной внешности является вполне естественным и может служить показанием к пластической операции. Однако небольшая асимметрия лица лишь придает ему привлекательность и индивидуальность, а потому стремиться к абсолютной симметрии не стоит.

Эту информацию я нашла, когда планировала написать пост о том, как скрыть мелкие недостатки внешности при помощи асимметрии. Меня саму всегда больше интересовало не то как работает асимметрия, а почему она работает. Пытаясь отыскать ответ на этот вопрос в интернете, я нашла очень интересный метод психодиагностики человека на основе анализа асимметрии лица, а недавняя публикация на Fashionyо забавном эксперименте одного художника, стала стимулом для её написания.

Если внимательно присмотреться то, конечно же, мы увидим асимметрию в лице. Но если просто отразить фото, то асимметрия будет восприниматься по-другому и станет заметнее.

В левом полушарии происходят процессы логические, связанные с внешней жизнью. Поэтому портрет из левой половины лица, называется “жизненным”. Он интересен тем, что показывает, каким окружающие видят человека на своем подсознательном уровне. 

Если портреты похожи, это значит, что человек находится в достаточно гармоничном состоянии. Если существенно отличаются, значит, одна часть личности конфликтует с другой.

Этот метод интересен тем, что вслед за психоанализом начинается самостоятельная психокоррекция (даже если этот анализ вы провели самостоятельно, разглядывая собственные вторичные портреты). Это свойство психологической самокоррекции происходит на основе биологической обратной связи. Когда человек смотрит на два своих вторичных портрета, то начинает осознавать свои подсознательные чувства (неудовлетворённость, страхи, радости). Это способствует гармонизации личности, стабилизации психических процессов, выравниванию логических и интуитивных способностей, приходит чувство внутренней защищённости. Как утверждают учёные проводившие исследования в результате такой биологической обратной связи, со временем эмоции на двух портретах становятся положительными и выравниваются. При этом отмечаются изменения симметрии лица, оно становится более симметричными. И, как утверждают учёные, происходит процесс омоложения. Человек возвращается к своей жизненной программе, самому себе.

Автором этого метода видеокомпьютерного психоанализа (ВКПА) — является академик Автандил Ануашвили. 

Источник

Человеку  присуща симметрия правой и левой сторон тела. В то же время, эта симметрия не идеальна. Яркий пример — доминирование функций правой руки у правшей и левой у левшей, некоторая разница в размерах стоп.

Но если незначительные отличия в конечностях воспринимаются как норма, то асимметрия лица нередко становится источником серьезного психологического дискомфорта.

Проведите эксперимент:

Загрузите свою фотографию в любой графический редактор (на фото вы должны смотреть прямо в объектив, лицо освещено равномерно) . Теперь разделите ее вертикально на две части ровно по средней линии лица, а затем поочередно сделайте зеркальное отражение правой и левой половин.

Или воспользуйтесь сайтом http://www.echoism.org/ . На сайте вы можете бесплатно создать два своих портрета, сложенных из двух левых и двух правых половинок лица, нажав на кнопку “Launch echoism”. Ваши портреты будут опубликованы на сайте.

Посмотрите внимательно на получившиеся фотографии — совершенно разные люди!

О чем говорит асимметрия лица психологам?

О том, насколько велика разница между вашими действиями, образом жизни и сферой ваших эмоций, об уровне внутренней гармонии человека. Ведь правая часть лица отражает работу левого полушария мозга, отвечающего за логику, мышление, практическую сторону жизни. Левая сторона — проекция чувств и переживаний, а они находятся под управлением правого полушария. Таким образом, портрет из правых половинок называют «жизненным», а из левых «духовным».

Абсолютно симметричных лиц не существует, а небольшая разница в пропорциях между правой и левой его половинами подсознательно воспринимаются нами как гармония. Венера Милосская — эталон женской красоты  времен античности — не исключение.

Асимметрия ее лица проявляется в том, что левый глаз и левое ухо находятся чуть выше, чем в правой части, а нос слегка отклонен вправо. Как правило, правая часть лица немного шире, черты здесь более резкие, твердые, мужественные. Левая половина слегка вытянута в вертикальной оси и имеет более мягкие, сглаженные очертания.

Такая естественная асимметрия лица называется индивидуальной. Она не заметна невооруженным глазом и придает личности неповторимость и обаяние. Исправление асимметрии лица требуется лишь при патологической разнице в пропорциях, которая условно равна 2-3 мм в линейных измерениях и 3-5 градусов в угловых.

В научных кругах называют более 25 причин того, что правая и левая стороны лица не совсем идентичны. Грубо говоря, любая асимметрия лица может быть либо врожденной, обусловленной особенностями строения костей черепа, либо приобретенной. Врожденные патологии объясняются наследственностью, пороками внутриутробного развития плода. Впоследствии мышечные волокна могут сделать их совсем незаметными, а иногда — наоборот, подчеркнуть недостатки.

Причины приобретенной асимметрии лица разнообразны, чаще всего это травмы, в том числе  родовые, перенесенные заболевания, асимметрия в крупных суставных узлах нашего тела – в тазу, плечевом поясе.

Таз – это фундамент организма. Нарушения в тазу влекут за собой последствия от уха до пятки. Асимметрия в тазу приводит к асимметрии плечевого пояса, что в свою очередь ведёт к асимметрии костей черепа, асимметрии лица.

Уровень стояния таза.

Для выполнения этого теста вам потребуется сантиметровая лента и чья-то помощь в измерениях.

Лягте на ровную прямую поверхность (на пол, кровать). Расслабьтесь. Теперь выполните поочередно следующие движения:

  •  согните ноги в коленях;
  •  упритесь стопами в пол;
  •  приподнимите таз;
  •  опустите обратно;
  •  вытяните и расслабьте прямые ноги.

Теперь таз расположен максимально ровно и симметрично и можно приступать к измерениям.

Что будем измерять?

Найдите две симметричные точки — самые выступающие части крыльев тазовых костей справа и слева. Для этого, не вставая, положите ладони сверху на бедра с обеих сторон и нащупайте самые высокие точки с двух сторон. Найдя, положите на них указательные пальцы, отметив их для помощника.

Ваш помощник измеряет сантиметровой лентой расстояние от яремной впадины (ямка под шеей) до указанных вами точек справа и слева. Оценивается разница левого и правого измерения. Например, измерение слева—50 см, справа—51 см. В этом случае разница составит 1 см. Записываем разницу.

Второй показатель правильности расположения таза, дополняющий первый показатель, — разница длины ног. Вы продолжаете лежать, указывая те же точки. Помощник измеряет расстояние между этими точками и верхней границей лодыжек. Записываем разницу в измерениях правой и левой ноги. Например, слева – 87см, справа – 87,5 см. Записываем – 0,5 см.

Человеку как живому организму присуща билатеральная симметрия правой и левой сторон тела. В то же время, эта симметрия не идеальна, яркий пример — доминирование функций правой руки у правшей и левой у левшей, некоторая разница в размерах стоп. Но если незначительные отличия в конечностях воспринимаются как норма, то асимметрия лица нередко становится источником серьезного психологического дискомфорта.

Асимметрия лица — норма или патология?

Абсолютно симметричных лиц не существует, а небольшая разница в пропорциях между правой и левой его половинами подсознательно воспринимаются нами как гармония. Венера Милосская — эталон женской красоты со времен античности — не исключение. Асимметрия ее лица проявляется в том, что левый глаз и левое ухо находятся чуть выше, чем в правой части, а нос слегка отклонен вправо.

Как правило, правая часть лица немного шире, черты здесь более резкие, твердые, мужественные. Левая половина слегка вытянута в вертикальной оси и имеет более мягкие, сглаженные очертания. Это хорошо известно публичным личностям, которые перед объективом фотокамеры всегда стремятся повернуться наиболее выгодным ракурсом.

Такая естественная асимметрия лица называется индивидуальной. Она не заметна невооруженным глазом и придает личности неповторимость и обаяние. Исправление асимметрии лица требуется лишь при патологической разнице в пропорциях, которая условно равна равная 2-3 мм в линейных измерениях и 3-5 градусов в угловых.

Причины асимметрии лица

В научных кругах называют более 25 причин того, что правая и левая стороны лица не совсем идентичны. Грубо говоря, любая асимметрия лица может быть либо врожденной, обусловленной особенностями строения костей черепа, либо приобретенной. Врожденные патологии объясняются наследственностью, пороками внутриутробного развития плода. Впоследствии мышечные волокна могут сделать их совсем незаметными, а иногда — наоборот, подчеркнуть недостатки.

Причины приобретенной асимметрии лица разнообразны, чаще всего это травмы и перенесенные заболевания:

  • зажимы нервных окончаний (например, после инсульта), воспаление лицевого нерва;
  • нарушение зрения (косоглазие, большая разница в остроте зрения между правым и левым глазом);
  • заболевания зубов (неправильный прикус, отсутствие зубов с одной стороны челюсти, вынужденное жевание на одну сторону);
  • у детей асимметрия лица часто бывает вызвана кривошеей.

Немалую роль играют и наши привычки, мимические и физиологические. Если постоянно прищуривать один глаз, жевать жвачку одной стороной челюсти, спать только на определенном боку, рано или поздно это отразится на лице.

Лечение асимметрии лица

Не всякое проявление диспропорциальности лица требует врачебного вмешательства. Если причина асимметрии лица кроется в слабости мышечного тонуса, очень хорошо помогает гимнастика для лица и массаж с акцентом на определенные мимические мускулы. Отлично скрывает мелкие недостатки грамотно подобранная прическа. Мужчину совершенно преобразят усы или борода, а у женщин мощным оружием в борьбе с собственным несовершенством является макияж.

При серьезных патологических изменениях на помощь приходит медицина. Как исправить асимметрию лица в каждом конкретном случае, подскажет консультация специалиста: невропатолога, офтальмолога, стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, ортодонта. Главная задача: выяснить причину, и тогда лечение асимметрии лица будет заключаться в ее устранении, а при невозможности этого — коррекции последствий. Косметическая хирургия в этом смысле — последняя инстанция, но возможности ее поистине огромны.

Асимметрия лица в психологии

Проведите эксперимент: загрузите свою фотографию в любой графический редактор (на фото вы должны смотреть прямо в объектив, лицо освещено равномерно). Теперь разделите ее вертикально на две части ровно по средней линии лица, а затем поочередно сделайте зеркальное отражение правой и левой половин. Посмотрите внимательно на портреты, составленные из левых и правых половинок — совершенно разные люди!

О чем говорит асимметрия лица психологам? О том, насколько велика разница между вашими действиями, образом жизни и сферой ваших эмоций, об уровне внутренней гармонии человека. Ведь правая часть лица отражает работу левого полушария мозга, отвечающего за логику, мышление, практическую сторону жизни. Левая сторона — проекция чувств и переживаний, а они находятся под управлением правого полушария. Таким образом, портрет из правых половинок называют «жизненным», а из левых «духовным».

Профессор А.Н. Ануашвили разработал и запатентовал метод видео-компьютерной психодиагностики и психокоррекции (ВКП). Обрабатывая «левый» и «правый» портреты, компьютерная программа выдает очень точный психологический портрет, прогнозирует поведение человека в той или иной ситуации, а также дает рекомендации по гармонизации практической и духовной сфер личности. Профессор считает, что даже ежедневное разглядывание себя «разного» способно избавить от многих психологических проблем.

Существует миф, что, чем более симметричное лицо у человека, тем оно красивее. Но на самом деле такие лица вызывают странные чувства, порою даже испуг.

Фотограф из Австралии Джулиан Уолкенштейн  провел эксперимент. Он сфотографировал 11 женщин и отсканировал в зеркальном отображении одну половину лиц, изображенных на фото участниц и, соединив их, смоделировал идеальные пропорции так, если бы лица девушек были полностью симметричными. Проанализировав полученные изображения, фотограф сделал вывод, что далеко не всегда симметрия визуально улучшает черты лица. Некоторые женщины, изображенные на фотографиях, после модификаций стали выглядеть хуже, чем на самом деле.

Некоторое несоответствие пропорций может свидетельствовать об определенных особенностях характера, связанных с доминированием правого или левого полушария мозга. Идеальная симметрия, в свою очередь, препятствует проявлению данных особенностей, что воспринимается окружающими как нечто неестественное и вызывает у них беспокойство.

Вот пару снимков для наглядности, фотообои.

А вот еще симметричный Брэд Питт, например.

Впечатляет.

А теперь пару слов о посмертных масках.

Посмертные маски были очень популярны в Древнем Египте, античной Греции и Риме. Первые известные посмертные маски датируются XVI веком до нашей эры. Золотые лики находили в погребениях Мекены. Маски ложили на лица умерших – считалось, что «золотой образ» защитит усопшего от злых духов. В наши дни даже простой смертный может заказать себе гипсовый слепок с отпечатком лица покойного. Делают это таким образом. Лицо покойного покрывают вазелином. Затем наносят тонкий слой гипса. Спустя полчаса — час он подсыхает, потом его разрезают на две части куском тонкого картона. Если снимать маску целиком, она может деформироваться. Далее эти две половинки склеивают. Получается форма – зеркальный вариант лица. Она и служит для отливки самой маски. Первый слепок особенно ценен. Именно он проявляет все детали – от мелких морщинок до щетины. Стоимость посмертной маски в современной Европе, например гипсовый слепок в Германии, стоит 899 евро. Бронзовая маска будет стоить 1 895 евро. Забот с ними больше, но выглядят они намного шикарнее. Безусловно, у каждого заказчика такого специфического предмета имеются свои основания, но всех их объединяет одно – обладание маской любимого и дорогого человека дает такое невероятное чувство близости к умершему, которого не могут передать ни фотокарточки, ни видеопленки. Психологически это желание обусловлено страхом смерти.

Однако никогда нельзя забывать того, что на мертвом лице из-за расслабления мышц вертикальные размеры сильно уменьшаются и искажаются. Есть и еще одна особенность посмертной маски – многочисленные наблюдения доказывают, что смерть делает человеческое лицо, изменчивое и несимметричное при жизни, абсолютно симметричным. Гипсовые слепки послушно фиксируют этот факт. Возможно именно эти ассоциации идеального лица нас и пугают…

Ссылка на основную публикацию
Похожее


© 2022 Soho. Клиника эстетической медицины, аппаратной и инъекционной косметологии. Все права защищены.
[email protected]
График работы:
ежедневно с 09:00 до 20:00

ИНН 5503262259
ОГРН 1225500018105
Лицензия Л041-01165-55/00646163
политика обработки персональных данных
ООО "СОХО МЕД"
Made on
Tilda